Прежде всего, я должен попросить прощения: ввёл в заблуждение читавших пост «Маскарад и Проклятый замок». Там есть следующие строки:
«Ещё один, колоссальных размеров бонус, также – непонятно, почему! – отсутствующий в кампании: опыт получают все бойцы! Для примера: бой выигран конным рыцарем, остальные не успели ни лук поднять, ни меч занести. Рыцарь получает больше всех, но в обиде не остаётся никто!».
Они справедливы, но лишь для игры на «нормальном» уровне сложности; как в одиночных миссиях, так и основной кампании; на более сложных уровнях опыт получают лишь принимавшие участие в бою. Мои извинения приняты? Тогда вернёмся к последней одиночной миссии; её я проходил на «очень сложном» уровне.
ДОРОГА В ЖЕЛЕЗНЫЙ ЛЕС
Есть два пути: стандартный, к которому нас подталкивают геймдизайнеры, и который описан в сетевых прохождениях, и… да пожалуй, всё же, манчкинский. Как вы уже догадались, я не собираюсь идти стандартным путём. Начнём!
Самое важное условие успешного прохождения: в родительском замке должен быть доступен для найма солдат, а не новобранец, только такое начало подходит для успешного прохождения (мне необыкновенно повезло!). Напоминаю: у «очень сложного» героя в отряде всего четыре бойца, каждый из них на счету.
Это интересно!
Возможно, удастся обойтись без солдата; но тогда в распоряжении рыцаря останется только одно строение – усадьба на другом берегу реки. К тому же в районе сгоревшая деревня-схрон контрабандистов будет расхаживать чудовищной силы отряд… Но попробовать можно!
Стоит помедлить - фланговые враги усилятся, и их будет не взять.
Спасаем каргу и возвращаемся в замок. Герой получает меч; совсем было отправляется на поиски Железного леса… Стоп! Вот теперь и начнутся настоящие неприятности – если пойти по предписанному пути; но мы не пойдём. Полководца делает армия, а её у героя нет. Точнее, бойцов негде накапливать, кроме усадьбы на другом берегу реки. Торопимся туда и оставляем в здании знахарку, оставшиеся воины занимают последнюю линию – это убережёт их от вражеских стрел. В таверне и на рынках нанимаем, сколько удастся, наёмников.
Это важно!
Денег у героя – даже не кот, воробей наплакал, - поэтому найм производится сразу после девяти утра, к следующему утру задание должно быть выполнено, а наёмники – уволены. Если нанять ловцов удачи вечером, то утром они потребуют платы и откажутся воевать.
Спешим к логову бандитов - деревне Откосы. (Крайне полезно экипировать героя щитом и вручить ему пару лечебных зелий.)
Это интересно!
Можно сразу после получения карты Железного леса сохранить игру в отдельный слот и попытаться прорваться к схрону контрабандистов в ночное время: есть шанс, что бандиты будут не патрулировать, а пьянствовать в деревне.
Нам направо!
В таком случае придётся иметь дело только с контрабандистами, тройка (а тем более – четвёрка, но знахарку убьют) должна справиться – и получить несомненную финансовую выгоду.
Но тотчас после этого необходимо набирать наёмников и «разбираться» с бандитами: промедление смерти подобно, они быстро повышают уровни!
Скорее всего, наёмнику падут и уволятся из отряда. Зато герой получит под свой контроль второй «пункт накопления» армии – пещеру.
Спешим за кладом! Который без жалости продаём. Важнейшие задания первой части выполнены!
Сокровища в дупле!
Начинаем заполнять пещеру и усадьбу будущим войском, попутно зачищая все потаённые строения от их хозяев – бандитов, разбойников, дезертиров и прочих: иначе они быстро заполонят всю карту.
Расплодилось всякой дряни...
Правильнее сказать – все, кроме одного; развалины башни неподалёку от усадьбы необходимо оставить нетронутыми: надо же будет на ком-то тренировать воинов и героя?
Раз в двое суток почти один за другим из башни выходят три отряда (слева направо на скриншоте); с первым и третьим герой справится в одиночку, второй требует поддержки.
Это интересно!
Кто понадобится в будущих боях? Четыре-пять рыцарей, пара тяжёлых пехотинцев, два лучника, два-три пикинёра. Впрочем, это решать вам.
Приступаем к невероятно длинному этапу: чем дольше вы продолжать его, тем мощнее станет ваша будущая армия. Уничтожив три отряда, герой обследует два рынка, кузницу и церкви на предмет лучшего снаряжения, нанимает новобранцев и возвращается как раз к моменту появления новой вражеской тройки.
Совсем рядом с усадьбой каждую ночь в горах будет появляться отряд призраков. Как только удастся приобрести предмет, делающий оружие освящённым и максимально поднять волю героя – можно победить их.
Это важно!
В этом месте я совершил ошибку… Впрочем, не только я, но и геймдизанеры. Дело в том, что призраки – не просто призраки, а души погибших шахтёров; об этом расскажут в таверне. Но я забыл выслушать эту историю, а просто уничтожил призраков. После чего нужно было попытаться раскопать завал в шахте; для этого нужен отряд из восьми человек. Выхода два: нанять на время четырёх наёмников (дорого!) или дождаться увеличения численности собственного отряда. Я решил пойти по второму пути. Но когда восьмёрка взялась за лопаты, ничего не получилось. Загрузил игру и поспешил в таверны – истории о погибших шахтёрах никто не рассказывал… То ли её нужно было выслушивать до нападения на призраков, то ли она появляется лишь в начале миссии – так и осталось неизвестным; герой лишился уникального предмета (в продаже он так и не появился). Это – неправильно, квест должен быть получаем в любое время; выполняем в любом порядке. Как тут не вспомнить «Проклятые Земли»? Зак преспокойно ходил по неизвестным территориям, делал, что удавалось, и получал сообщения о выполнении квестов, которых ещё не успел взять. Здорово!
До каких пределов тренировать героя? Я предпочёл довести его до седьмого уровня; причём в первую очередь развивал верхнюю ветку навыков, чтобы на пятом взять в отряд дополнительного бойца, а на шестом – улучшить возможность штурма укреплений.
Это интересно!
В принципе, можно двигать сюжет и после шестого уровня. Но принимая во внимание жуткий финансовый голод, лучше научить героя брать оброк за несколько дней вперёд.
Вот теперь можно идти в Железный лес! Оставляем всех воинов в подконтрольных зданиях; вручаем им всю (подчёркиваю – всю!) приобретённую экипировку и зелья; набираем отряд новобранцев и движемся к северной заставе…
Это наш резерв!
Вроде побеждаем...
Вот тебе и раз!
В результате чего герой остаётся гол, как сокол: ни оружия, ни доспехов, ни бойцов (кроме тех, что ждут своего часа в пещере и усадьбе, хе-хе!); вся территория захвачена врагами.
Впрочем, добрая карга приносит ему меч (второй! Первый он оставил в усадьбе!) и несколько зелий.
Пробираемся к любому из подконтрольных строений и начинаем партизанскую войну, истребляя вражеские отряды и тренируя свой.
Это важно!
Конечно, воинов будут ранить. Но на какие шиши прикажете их лечить – все здания под контролем у врага? И на что покупать экипировку? Приобретаем в церквях и на рыках различной крепости вина и всяческие недорогие зелья – лишь бы они, помимо прочего, восстанавливали хотя бы пять единиц жизни. Даём выпить раненому и оставляем пьяного в здании; пусть трезвеет и лечится. Процесс идёт медленно, но все же идёт – под гневными взглядами священников: как же, лишили «законной» прибыли! А тем временем свиту рыцарю составляют другие бойцы.
Узнаём во всех строениях о судьбе братьев и начинаем заниматься их спасением. В первую очередь стоит позаботиться вызволением Ортольфа: к отряду присоединится молодой дворянин (важно уберечь его во время сражения!).
Затем находим Лютольфа - и к отряду присоединяется браконьер (и он, и дворянин переходят на следующие уровни опытности). После чего идём в деревню Вырубки и дополняем отряд Конрадом (этот злодей не пожелает обучаться на рыцаря, так и останется эсквайром); но к башне не торопимся – зачем это нам бесполезный балласт в лице диакона?
Эсквайр второго уровня.
Итого – восемь бойцов: уже кое-что!
Следующая нетривиальная задача – уничтожение отряда наместника. В первом ряду у него стоят два кавалериста и тяжёлые пехотинцы, во втором – четыре стрелка (ненавижу арбалетчиков!), в третьем – две карги. Та ещё задача! (С превеликим трудом я справился с ней, потеряв счёт попыткам.)
И – игра замирает… Для штурма замков сил явно недостаточно, а все заставы и вышки давно уже наши, и даже гарнизонами заполнены.
Необходимо увеличить отряд, но как это сделать, если не захватить хотя бы один замок? Выход один – наёмники.
Это интересно!
Накопил золота, нанял стрелков: урон врагам минимальный, стрелки полегли под огнём лучников – сержантов. Нанял пехоту, в атаку пошёл первый ряд моих рыцарей. Урон врагам незначительный, лучники противника пропустили ход и перебили рыцарей снайперскими выстрелами. Поставил рыцарей на задержку хода, чтобы атаковали два раза подряд: опять своё слово сказали вражеские лучники. Поставил рыцарей в оборону, увеличив защиту – рыцари врага активировали мощный удар. Поставил в первый ряд наёмников (в качестве живого щита), рыцари второго ряда активировали мощный удар, лучники третьего – точный выстрел: дело пошло, удалось взять сторожевые врата.
Вылечил раненых и тем же составом атаковал замок Плате – успешно. Ура, семеро в отряде! (Не считая троих сверх нормы.)
По сравнению со сторожевыми вратами замок Плате защищён слабовато...
Атакуем Хальтбар, присоединив к отряду лучников: необходимо избавиться от некроманта до того, как он призовёт духа.
Восемь бойцов. Штурмуем Уберганг: очень желательно отравить вражеских лучников; меч убийцы в руках рыцаря не будет лишним (если повезёт!).
Слухи о смерти героя сильно преувеличены!
Девять бойцов; можно брать приступом сторожевую башню – только она и осталась у врага.
Это важно!
Хотите – действуйте по совету Конрада (от вас убежит часть опыта!), а хотите – идите на штурм с хода: такой вариант (вот удивительно!) тоже предусмотрен геймдизанерами.
Но позаботьтесь о том, чтобы одно место в отряде пустовало: бесполезный церковник запросто изгонит одного из ваших воинов вместе со всей экипировкой (этого геймдизайнеры не предусмотрели!).
А дальше начинается полная чертовщина, вызывающая недоумение и жалость… Братья разрабатывают план штурма замков (находящихся под нашим контролем, ага); причём вмешаться в этот процесс нельзя.
Это наш замок, зачем его штурмовать? И гарнизон наш...
Да говорю же - здесь всё наше! Вот бестолковые!
Досадно до невозможности! Неужели нельзя было предусмотреть различные варианты?! Дело 1С живёт и процветает: вот тебе союзники, воюй, как они скажут, и никакой альтернативы! Эх…
Что дальше? Дальше к герою в гости приходит главный злодей, уверенный в собственной непобедимости – и жестоко платится за это. (Не без ещё нескольких неприятных «сюрпризов» со стороны разработчиков!)
На что они надеялись?
Зачем бежать от такого отряда?
Для чего нам это теперь?
Тем не менее, с моей точки зрения, миссия, благодаря сюжету (да, чёрт возьми! Сюжету!) диалогам и текстовым вставкам настолько «атмосферна», что, будь моя воля, я сделал бы её (миссию) доступной только в качестве бонуса за прохождение кампании на «очень сложном» уровне.
Вот и всё… Надеюсь, мы ещё встретимся с «Легендами Эйзенвальда» - хотя бы в дополнении. Спасибо создателям игры и всем геймерам, игравшим в неё! Удачи всем вам!