Я очень люблю новую NFS Most Wanted, вполне признаю величие гоночных эксклюзивов Xbox 360 и не прочь провести время за приятной мелочью вроде Ridge Racer. Но, несмотря на всё это, для меня совершенно очевиден тот факт, что миру аркадных гоночных игр нужен лидер. Такой, чтобы его права на трон были признаны всеми. Красивый, стильный, по максимуму использующий достоинства предшественников и в то же время не лишенный индивидуальности. И на GRID 2 возлагались очень большие надежды.
Благо, родословная нового творения Codemasters вполне позволяет претендовать на трон. Несмотря на цифру в названии, GRID 2 – последователь TOCA Race Driver, культового автосимулятора, на пике развития собравшего в рамках одной игры как традиционные гонки, так и картинг, бездорожье, бигфуты, стритрейсинг и многие другие радости. После этого последовал перезапуск, и на свет появился стильный и значительно более аркадный Race Driver: GRID. Прошлые части, конечно, тоже были не «хардкорно-симуляторными», но только на этом этапе серия открыто встала на путь конкуренции с Need for Speed. Количество чемпионатов и категорий транспорта никогда не шло в ущерб качеству, но более узкая специализация значительно повысила глубину погружения, и совершенно очевидно было превосходство GRID над конкурентами, в числе которых NFS Pro Street. Но создание гоночных игр для широкой аудитории разработчикам было в новинку, и многие мелочи явно требовали доработки, пусть и не мешая получать удовольствие от игры. Выйди GRID 2 через год-два после первой части, достаточно было бы ждать от нее работы над ошибками. Но пять лет – срок ощутимый, и игроки имеют право требовать чего-то большего.
Перезапуска серии, конечно, не требовалось: GRID почти не устарел за прошедшие годы. Социальные элементы, с которыми экспериментировала первая часть, сейчас стали обязательной составляющей гоночной аркады. Но помимо онлайн-системы RaceNet и встроенного в игру YouTube-функционала, сам сюжет построен на фанатском сообществе. Сначала счет идет на сотни, но вскоре достаточно будет считать нули в этой огромной цифре. Погоня за поклонниками полностью заменила финансовую часть: деньги исчезли, а машины выдаются либо по ходу карьеры, либо за прохождение специальных этапов тест-драйва. Подход свежий, но, при всей внешней серьезности GRID 2, отказ от денег выглядит совершенно нелогичным, а невозможность потерять поклонников делает их не валютой, а поводом для самолюбования игрока. Но, на удивление, это работает!
Один из ачивментов подсказывает, что поклонники равноценны фолловерам в твиттере: что ж, с десятком миллионов можно не то что завоевать мир, но даже добить любой пост на GAMER.ru до бриллианта! А потому такую армию надо беречь. Признаться, не припомню, чтобы в гоночной аркаде настолько чувствовалась ответственность во время заездов. Первым хочется приехать не потому, что это даст еще пару тысяч фолловеров, а потому что на это смотрят уже имеющиеся миллионы. А в роликах между этапами можно увидеть прекрасные кадры, ласкающие ЧСВ:
Технически GRID 2 прекрасна. Вызвать вау-эффект на текущем поколении консолей крайне сложно, но Codemasters поступили единственно верно: вложились по максимуму в систему освещения. Без нее картинка была бы просто красивой: никаких лишних фильтров, аккуратные модели автомобилей, четкие текстуры и предельно детализированная обстановка трасс. Но яркие цвета и солнечные лучи вдыхают в картинку жизнь и заставляют периодически тянуться к кнопке снятия скриншота – это в наше время достойно высшего балла.
Не подкачал и игровой процесс. Заскучать в сингле GRID 2 крайне сложно: режимов много, а правила меняются на ходу. Традиционный набор вроде дрифта и кольцевых гонок, конечно, есть, но к нему добавилось много интересного. Например, вариации Live route, когда нет мини-карты и ехать приходится вслепую сквозь множество крутых повоторов. А еще состязания могут проходить на стадионе, где трассы выложены конусами. Срезал маршрут – получи потерю пары секунд, не рассчитал дрифт – никаких стен нет, улетай вдаль по скользкой траве. Но универсальная палочка-выручалочка из первого GRID – перемотка времени – по-прежнему спасает независимо от режима и уровня сложности.
Особой разницы между легким и трудным режимом я не заметил, да и противники не слишком интеллектуальны. Но гоняться с ними интересно, потому как читерский catch-up вроде как отсутствует: на прямом отрезке можно и две минуты плестись в хвосте без шанса обогнать, но в повороте почти всегда можно войти по узкой дуге и подрезать. Но тут возникает другая проблема: повреждения. Систему повреждений можно сделать чисто визуальной, а можно полноценно прочувствовать последствия своей езды. Когда в конце шестиминутной гонки одна шина стерта в ноль, движок перегревается и работает на половину мощности, тормоз не работает вообще, а машину адски ведет влево — творение Codemasters вызывает совсем не аркадные эмоции.
И именно эмоции – то, из-за чего GRID 2 заслуживает любви и обожания. В не самой длинной кампании Codemasters собрали практически все положительные ощущения, которые способны вызывать игры жанра. Обогнать на последней секунде; увидеть ошибку противника в безнадежно проигранной гонке; не пропускать никого по узкой трассе, управляя разбитой в хлам машиной; сделать сальто в воздухе и приземлиться на четыре колеса и многое, многое другое. Даже то чувство из NFS Hot Pursuit, когда просачиваешься между трафиком и отбойником, стараясь не задеть их, чтобы не получить штрафных секунд: здесь ты лавируешь в бесконечном потоке грузовиков, где любое столкновение сбрасывает множитель очков. Не хватает разве что возможности сбросить противника со скалы, но GRID 2 явно выше этого.
Еще одна занятная вещь, которой запоминается GRID 2: человечность. Проходить поворот бортом об стену можно, но будь готов, что из стены может торчать кирпич. А может не торчать. Когда срезаешь угол на стадионе, как штраф тебе могут сбросить скорость на пару секунд. А изредка могут этого не заметить. Даже наставник, который постоянно комментирует игровой процесс, может вдруг забыть напомнить, что сейчас начинается последний круг или что ты побил свой рекорд на трассе. Вот это чувство, что ты не загнан в рамки правил, а живешь полноценной гоночной жизнью, подкупает.
В целом, GRID 2 – это игра о самолюбовании. Начиная со старого гаража и заканчивая шикарным офисом, в котором целая стена выделена стеллажам для кубков и медалей. Растут ставки, спонсоры, ответственность, и вместе с этим растет восхищение собой после победы. «Это лучшая команда Азии», «эти ребята десять лет не уступают победу никому», «пройти трассу за такое время способен только профессионал высочайшего уровня» — на словах это, конечно, выглядит жутким лицемерием, но когда такое говорит с серьезной интонацией человек, которого только что видел во внутриигровом выпуске новостей, а за спиной стоят миллионы фанатов, которые готовы носить тебя на руках – это работает. Так что игру можно рекомендовать не только ценителям жанра, но и тем, кому нужно резко повысить собственную значимость.
Главная проблема GRID 2 – она воспринимается не полновесной игрой, а неким тизером, завлекалочкой, даже можно сказать генеральной репетицией перед тем, что смогут предложить гоночные игры на новом поколении консолей. Выйди она хотя бы год назад, это был бы безоговорочный высший балл, а сейчас мы уже видели Forza 5 и DriveClub, да и социальная часть уже не так впечатляет. Но даже несмотря на то, что игры недалекого будущего наверняка опустошат сервера GRID 2, сейчас творение Codemasters – лучшее, что есть в жанре. А ставить в упрек то, что кто-то когда-то будет лучше – никак не путь объективной игровой прессы.
Да и прибавить пару пунктов к самооценке всегда приятно.