На сей раз мне бы хотелось поведать тем, кто рискнёт заглянуть в наш клуб, о незаслуженно забытой портативной консоли (хэндхелде) от самой Atari. Итак...
Для начала - немного сухой технической информации.
- Процессор - 8мибитный MOS 65C02, с частотой 3,6 МГц;
- Два сопроцессора "Suzy" и "Mikey", оба по 16 МГц;
- Ram: 64 кбайт;
- Rom: 512 байт;
- Разрешение экрана - 160*102;
- Палитра из 4096 цветов, с возможностью вывода одновременно до 16ти цветов (можно было вывести и больше, но тогда бы пришлось менять палитру каждой строки)
- Экран - 3,5" (примерно 3.25" x 1.88");
- Звук - 4хканальное моно (стерео для Lynx II) и вдобавок 8мибитный ЦАП для каждого канала;
- Носители информации - картриджи вместимостью 128, 256 и 512 кб с возможностью расширения до 2х Мб. Часть картриджей имела EEPROM память для сохранения настроек или набранных очков;
- Питание - 6 батареек AA, которых хватало на 4 часа игры для Lynx I и 5-6 часов для Lynx II. Так же имелся сетевой адаптер (9V DC);
- Габариты - Lynx I - 27,3х10,8х3,8 см, Lynx II - 23,5х10,8х5 см.
Для тех, кто не дружит с английским - Lynx переводится как рысь. Сама приставка представляет собой прямоугольник, в левой части которого находится 8мипозиционный джойстик. В центре - 3,5" экран, по бокам от которого вспомогательные кнопки. В правой трети - кнопки A и B. Причём имелся специальный переключатель, который позволял спокойно играть как правшам, таки левшам (экран переворачивался на 180 градусов). На боковых поверхностях сверху и снизу - регулятор яркости и выходы для наушников, адаптера и доп. аксуссуаров.
Самая, на мой взгляд, интересная деталь, что консоль, впоследствии названная Lynx, изначально разрабатывалась двумя инженерами (Дэйв Нидл (Dave Needle) и Ар Джей Майкл (R.J. Mical)) из Epyx ещё в 1987м году. Но у Epyx не хватило средств, чтобы самим заняться серийным производством консоли, называвшейся тогда, кстати, Handy. Партнёром Epyx стала Atari, причём фирмы договорились, что Atari займётся выпуском хэндхелда, а Epyx будет разрабатывать игры. Вобщем в 1989м году на Computer Entertainment Show (CES) миру был явлен рабочий вариант приставки, называвшийся тогда ещё просто Atari Color Portable Entertainment System. На той же самой выставке появляется и Nintendo Game Boy, с которой и будет связана трагическая история Lynx.
Изначально Atari Lynx появляется на прилавках в конце 1989 года по цене 199$, в то время как Game Boy стоит 109$. И даже несмотря на то, что Lynx цветной, а Game Boy чёрно-белый, Nintendo выигрывает старт. Во-первых, Nintendo изначально имеет в своём архиве кучу известных игр, в том числе и портов с домашних консолей. Во-вторых, Atari не справилась с количеством заказов, выбросив на рынок недостаточное количество приставок. В 90м году дела Atari немного выправляются засчёт разработки Lynx II.
Эта модель имела чуть меньшие размеры, более яркий экран, дольше работала от батареек, выход наушников поддерживал стереозвук. Так же Atari даёт права на разработку игр третьим компаниям и количество игр для Lynx значительно вырастает. Но в 1991м SEGA выпускает свою Game Gear с цветным экраном, что лишило Lynx статуса единственного "цветного" хэндхелда. В 1994м году Atari полностью прекращает поддержку и развитие Lynx, а в 1996м прекращается разработка игр.
Вот так вот великая на тот момент Atari не смогла сопротивляться великой же и богатой Nintendo. Причин этому довольно много... Внешние, такие как наличие базы игр для Game Boy, более низкая цена на приставку и игры, агрессивная реклама с использованием раскрученных персонажей. Но были проблемы и в самой Lynx - огромное количество батареек для работы, проблемы с катриджами (вставить их было легко, а вот вытащить...), инструменты для разработки игр стоили недешево, да и сама приставка быстро изнашивалась - ломались кнопки, царапался экран. Так же Atari зря поверила исследованиям, которые говорили что покупатели предпочтут больший размер консоли - в итоге большая часть Lynx была заполнена воздухом.
Но несмотря на всё, у хэндхелда имеется достаточное количество фанатов, которые и сейчас продолжают развиваться консоль, а так же дорабатывать старые и писать новые игры. Например для консоли были выпущены такие устройства, как:
- ComLynx - специальный кабель, позволяющий играть в многопользовательские игры двум и более приставкам (есть данные что максимальное число игроков - семнадцать);
- Cigarette Lighter Adaptor - подключение к прикуривателю машины;
- Atari Lynx Sun Shield - защита от солнечных лучей, чтобы можно было играть на солнце;
- Lynx/PC Serial Cable - кабель для соединения с PC, чтобы загружать public domain игры;
- Atari Lynx Carrying Pouch - сумка-кейс для хранения приставки и кабелей.
На сегодня имеется единственный эмулятор консоли, который позволяет поиграть в большую часть игр. В РОМсете Atari Lynx на данный момент насчитывается 72 официально изданных игры, а так же несколько десятков всяких прототипов, public domain игр и различных демок. Среди игр есть как порты с игровых автоматов, так и самостоятельные тайлы, эксклюзивы. Есть даже парочка игр с практически честным 3D. Из наиболее интересных:
Alien Versus Predator (Prototype). Прототип игры, так и не вышедший на картриджах. Представляет собой FPS в интерьерах корабля хищника. Жаль что игра так и не была доделана.
Battle Wheels. Игра имеет мультиплеер до 4х человек. Представляет собой пост-апокалиптический DeathMatch на машинах, в духе появившихся позднее Twisted Metal и Vigilante 8.
Battlezone 2000. Комплексный шутер в векторной графике.
Desert Strike. Порт изометрического вертолётного симулятора.
Dracula The Undead. Полноценный квест. Вам предстоит роль Джонатана Харкера, сбегающего из замка Дракулы. Историю рассказывает сам Брэм Стокер.
Electrocop. Игра, изначально планировавшаяся как третья в серии игр про Mission: Impossible. В итоге получилась обширная экшен адвентюра в огромном лабиринте с большими спрайтами и 3D уровнями.
Rampart. Версия одной из первых (если вообще не самая первая) игра в жанре Tower Defence.
Xenophobe. Порт игры с аркадных автоматов. Выбрав себе протагониста, вы должны зачистить базу от пришельцев за отведённое время.
Xybots. Ещс один порт с автоматов. Уничтожение взбесившихся роботов в честных 3D лабиринтах.
Zarlor Mercenary. Прекрасный двухмерный скролл-шуутер с яркими красками, повер апами и разрушаемой поверхностью.